Последнее, чего хочется человеку, когда он заболевает – это работать. Если в стандартный простудный набор (насморк, кашель, головная боль) добавляется ещё и повышенная температура (для мужчин 37,1 уже представляет самой высокий уровень угрозы), то наша работоспособность находится примерно чуть ниже нуля. Всё, чего хочется – это лежать, валяться и спать. Но почему это происходит? Почему от малейшего плохого самочувствия нас сразу клонит в сон, а сделать что-нибудь полезное не представляется даже теоретически возможным?
Всё дело в специфике взаимодействия иммунитета и сна. Причём эта специфика направлена в обе стороны. Но для начала представьте, что Вы – цитокин. Представили? Как это нет? Сейчас всё объясню: всё, что Вам нужно делать – это выделяться из лимфоцитов, которые бороздят просторы организма в крови и межклеточном пространстве. Да не просто выделяться, а в ответ на попадание в организм потенциально опасных инородных субстанций самого разного рода, начиная от занозы, случайно попавшей в палец при умелом обращении с деревом, и заканчивая самыми опасными вирусами. Так вот, эти цитокины выделяются в ответ на незаконное проникновение в наш драгоценный организм. Цель их заключается в том, чтобы прикрепиться на клетках, которые являются чужеродными, и заставить настоящих акул и защитников нашего иммунитета почувствовать «запах крови». Когда цитокины выделяются, чтобы стимулировать иммунный ответ, их называют провоспалительными, и без их участия иммунный ответ будет намного более слабым.
И где тут про сон? Логичный вопрос. Всё дело в том, что провоспалительные цитокины воздействуют на нашу центральную нервную систему и вызывают чувство сонливости. Помимо ощущения сонливости, они также обеспечивают и головную боль, и все поведенческие аспекты инфекции (лень, заторможенность, минимальная двигательная активность). Что же в этом случае сделать, чтобы всё прошло как можно быстрее? Самым лучшим и разумным вариантом будет поспать, и чуть позже Вы поймёте почему. Но а пока ещё пару слов про провоспалительные цитокины и сон. Дело в том, что этот вид цитокинов выделяется не только в ответ на проникновение инородного субъекта в организм, но и при аутоиммунных реакциях. Что это такое? Фактически, это атака иммунной системы против клеток и тканей собственного организма. Происходит это из-за сбоя в активации иммунных клеток, которые обычно проходят довольно тщательный отбор во всех иммунных органах. Но тут, как и в любой другой деятельности организма, могут встречаться ошибки. При этих ошибках и могут возникать акции агрессии против собственного организма. Конечно, секреция цитокинов при этом не столь бурная, но, тем не менее, она всё же выше, чем у среднестатистического гражданина без аутоиммунного заболевания. А что это за заболевания? Их огромное множество, но чаще всего встречаются системная красная волчанка (привет, доктор Хаус), дерматомиозиты, псориаз, болезнь Крона и многие другие.
Что происходит со сном в данной ситуации? Что ж, всё очень просто: несмотря на то, что человек может спать положенные 7-8 или даже 9 часов каждый день, он всё равно может испытывать чувство недостаточного сна. Как продемонстрировали самые разные исследования, при аутоиммунных заболеваниях нарушается как архитектура сна, так и субъективное ощущение освежающего сна. Так и получается, что людям с аутоиммунными заболеваниями с сопутствующими нарушениями сна следует в первую очередь контролировать своё основное заболевание, а нарушения сна оставить на потом. Или нет?
И тут мы плавно переходим ко второй части этого замечательного рассказа. Мы уже успели понять, что иммунитет воздействует на сон. Но как было написано в самом начале, сон тоже воздействует на иммунитет. И вот как он этим занимается. При недостаточном сне значительно повышается уровень провоспалительных цитокинов. Параллельно с этим идёт повышенная активизация иммунных клеток организма, что заставляет работать иммунитет сильнее, а из-за этого уже могут возникать ошибки при отборе иммунных клеток. И это может явиться как причиной начала аутоиммунного заболевания, так и значительно ухудшить течение этой болезни.
Погодите-ка, раз при недостатке сна повышается уровень провоспалительных цитокинов, то получается, что не спать во время активной инфекции – это хорошо. Странно, ведь чуть выше я написал, что лучшим вариантом при текущей инфекции будет поспать. Не всё так просто: дело в том, что в реакции иммунитета принимают участие не только цитокины и иммунные клетки, но и такие ребята, которые называются антителами. И если цитокины стимулируют неспецифический иммунитет (бьют всех: и своих, и чужих), то антитела направлены уже против КОНКРЕТНОГО антигена. И, как показали многочисленные эксперименты, образование антител напрямую связано со сном. Например, однажды господам учёным пришла в голову идея померить количество антител после вакцинации от гепатита В двум группам людей: тем, кто спал после вакцины столько, сколько хотел, и тем, кому ограничили количество сна до приемлемых 6 часов. И вот что вышло: те, кто спал по 6 часов, выработали антител в 2 раза меньше, а некоторым из них и вовсе приходилось проходить повторную вакцинацию, потому что количество антител было оскорбительно недееспособным. То же касается и прививок от гриппа, Ковида и всего прочего. К слову, дополнительный час сна к привычному времени стимулирует иммунитет настолько, что антител становится в два раза больше. Соответственно, иммунитет будет справляться с потенциальной угрозой лучше. Иными словами, чем больше спите после вакцинации, тем лучше. Но не надо заставлять себя спать сверх меры – это тоже плохо.
И напоследок. Несмотря на повышение уровня провоспалительных цитокинов при недостатке сна, у человека значительно повышается риск заразиться пневмонией любой природы. Почему? Взаимодействие сна и иммунитета – предмет тёмный и исследованию не подлежит. Пока что.
Как можно воздействовать на сон? Нередко бывает ситуации, когда во время инфекции человек может испытывать не повышенную потребность во сне, а наоборот находиться в состоянии стресса и чувствовать симптомы бессонницы, будь то проблемы при засыпании, либо частые ночные пробуждения, либо ранние утренние пробуждения, либо сочетание всего этого нелицеприятного трио. А при инфекции, как мы уже знаем, отсутствие сна не приветствуется. Особенно это касается глубокого сна, когда происходит наиболее интенсивные процессы восстановления организма человека. И как же мы можем в данном случае повлиять на продолжительность глубокого сна? Ведь снотворные пить не хотелось бы, а альтернативных способов нет. Или есть?
Прибор СОНЯ активируется именно тогда, когда человек погружается в глубокий сон. Механизм действия основан на феномене поверхностной электрической активности кожи, которая увеличивается во время глубокого сна. Как только прибор получает сигнал, он начинает подавать сигналы в дельта-диапазоне, что соответствует частоте работы мозга в глубоком сне. Было показано, что такое воздействие прибором СОНЯ приводит к улучшению качества сна как по объективным показателям, так и по субъективным ощущениям людей.